Прежде всего отметим, что франчайзинг - это использование философии бизнеса другого человека. Франчайзор гарантирует независимому пользователю право продавать продукцию, услуги, технологию или торговую марку в обмен на процент от ежемесячных доходов или на фиксированную оплату. Разные материальные и нематериальные ценности, такие как национальная или международная реклама, обучение персонала, и поддержка других услуг как правило производятся самим франчайзором. Договор обычно заключается на срок от 5-и до 20 лет, разрыв которого приносит нежелательные последствия франчайзи.
Понятие «франчайзинг» используется чтобы описать бизнес-модель, которая может подходить или не подходить под общее описание указанное в первом абзаце. Как правило, в договоре указывается определенная територия, на которой франчайзи осуществляет свою деятельность и где он будет поддерживаться франчайзором (всевозможное обучение, маркетинговые кампании).
Франчайзор обычно получает роялти (обязательный процент) от валовой выручки франчайзи. В таком случае франчайзи обязан выплачивать роялти независимо от уровня чистого дохода от бизнеса.
Отмена или разрыв договора о франчайзинге до завершения срока действия этого договора приводит к серъезным последствиям для франчайзи. В договоре как правило указано что в результате деньги теряет франчайзи, который использовал чужое имя, рекламу, материальные и нематериальные ценности привнесенные от франчайзора.
В договоре должна быть упомянута возможность прекращения франшизы до окончания договора.
Ниже мы опишем те бизнесы, для которых франачайзинг лучше всего работает (и приносит наибольшую выгоду). Как правило, такие бизнесы обладают следующими характеристиками:
- Бизнесы с хорошим способом вести бухгалтерию и доходность
- Бизнесы, основанные на уникальной или необычной идее
- Бизнесы с привлекательностью в пределах определенных границ (город, область, страна)
- Бизнесы, которыми относительно легко управлять
- Бизнесы с небольшими первоначальными вкладами
- Бизнесы, которые легко «копировать»