Производство готовых салатов увеличивается с каждым днём. На сегодняшний день, общий годовой оборот «салатного» рынка составляет около 400 миллионов долларов.
Даже столица с парой сотен производителей весьма далека от достаточного наполнения рынка, что уж говорить про регионы.
Скорость роста рынка салатов поражает цифрами, он увеличивается примерно на 25% ежегодно. Причём активную силу набирает дорогой сегмент продукции, от 200 рублей за кг и дороже. Люди, желающие не тратить время на готовку, а отдохнуть после работы и являются потенциальными покупателями, число которых постоянно растёт. Вероятно, стоит внимательнее рассмотреть производство салатов и может быть найти себя в этом деле. Ведь высокий процент прибыли, до 60%, а также стабильное увеличение числа покупателей, вполне весомые для этого аргументы.
К двум основным группам постоянных потребителей салатов, которые маркетологи выделили еще на заре становления этого бизнеса, — активно работающим женщинам и холостякам — в последнее время прибавилась третья категория — клерки, добавляющие упакованные салаты к своему быстрорастворимому ланчу.
Что необходимо для начало салатного бизнеса ?
* Конечно помещение, чистое, с водой и электричеством.
* Двое-трое работников.
* Минимум оборудования.
К организации салатного цеха санитарные службы предъявляют очень жесткие требования. Оптимально для этих целей подходят бывшие пищевые производства или помещения столовых. Кроме того, придется сертифицировать цех и блюда, приготовленные по оригинальным рецептам. На утверждение списка рецептов из 10–15 блюд требуется около 500 долларов и три месяца «бумажной работы».
На организацию более мощного цеха производительностью 200 килограммов в час потребуется уже около 200 тысяч долларов. Правда, есть эконом-вариант — комплекс отечественного производства ИПКС-0610 стоимостью 400 тысяч рублей. Он включает в себя все необходимое для приготовления (от очистки овощей до варки, заправки и т. п.) и упаковки в пластиковые лотки.
Однако многие предпочитают закупать технику европейских производителей, опасаясь поломок и, как следствие, простоев и порчи продуктов. А это гораздо дороже: только одна овощерезка стоит 25 тысяч евро.
Советы начинающим.
• Проблемы логистики. Срок реализации салатов — 36 часов, нужно каждое утро осуществлять доставку в торговые точки, так что если у вас поставка сегодня в 7.00, завтра в 17.00 вы должны снять товар с витрины. По этой причине цех работает в основном в две-три смены — в первую очередь, вечернюю и ночную, поскольку в 5.00 утра продукт должен быть готов, а заказы сформированы.
• Много ручного труда. Например, чистка вареных яиц. Или — те же глазки на картошке, которые машина распознать пока не может.
• У персонала, за исключением разнорабочих, должны быть медицинские книжки и профильная профессия. Даже резчики должны иметь специализированное образование! Как следствие, кадрам нужно уделять особое внимание.
• Есть еще один немаловажный фактор, с которым вам наверняка придется столкнуться, — возможный конфликт между вашим цехом и магазинами. Возвраты — 3-10% всех объемов поставок, убытки — за счет производителя. Таков «закон джунглей», по которому живут сети.
Само сырье лучше закупать оптом на овощных рынках, или при наличии транспорта закупать у фермеров и частных сельскохозяйственных предприятиях. Сегодня 90% всех производителей салатов продают свою продукцию не напрямую, а через розничные точки и сети. Однако стать поставщиком крупного ритейлера может не каждый: ассортимент производителя должен насчитывать несколько десятков вариантов продукции стабильно высокого качества.
Начинающая компания может предложить свои услуги небольшим отдельным магазинам пошаговой доступности в жилых микрорайонах, Организовывать собственное салатное производство на небольших площадях им неудобно и невыгодно, поэтому при условии стабильной работы сотрудничество принесет пользу обеим сторонам, ведь, как известно, отсутствие салатов в ассортименте уменьшает число покупателей на четверть.