- Что такое конфликт?
- Понимание причины и последствий конфликта
- Способы разрешения конфликтов
- Как возникают конфликты в организации?
Анализ конфликта
Обдумайте реальную конфликтную ситуацию, в которой вы побывали недавно и дайте как можно более полный ответ:
- Почему возник конфликт?
- Кто был втянут в конфликт?
- Что разные стороны хотели извлечь из ситуации?
- Какие действия предпринимали вы и ваш собеседник?
- Кто выиграл или проиграл?
- Какой был результат?
Результатами конфликта могут быть как негативные результаты, так и положительные.
Возможные негативные последствия
- Уменьшение продуктивности работы
- Уменьшение общения и разрушение отношений.
- Слишком много времени тратится на неважные вопросы.
- Нерешенные ключевые вопросы.
- Растрата энергии впустую из-за отсутствия коммуникации
- Снижение дисциплины
- Разочарование и неприятные эмоциональные переживания
- Перерасход времени и энергии на решения конфликтов
- Стрессовая атмосфера в работе
- Плохие отношения среди сотрудников
Положительные результаты конфликта
- Повышение мотивации и творчества
- Увеличение числа определенных альтернатив
- Улучшение понимания людей
- Люди стремятся эффективно пояснять свои идеи
- Люди не скрывают своих чувств
- Появляется возможность изменить то, что докучало раньше
Причины конфликта
Конфликт возникает, когда реальные или воображаемые нужды и цели группы или отдельных людей расходятся. При этом они не обязательно диаметрально противоположны или полностью исключают друг друга, хотя в более экстремальных ситуациях повод конфликта гораздо обширнее. Речь необязательно идет о ситуациях жестокой конфронтации. На самом деле, это обычно является признаком скрытого конфликта, который может и в некоторых случаях должен решаться альтернативным путем.
Вот несколько частых причин конфликта:
– Конфликты в организации. Например, постоянная конкуренция среди менеджеров по продажам
– Разница в возрасте, в обычаях, в жизненном опыте и т.д.
– Собственно положение. Например, если вы один из претендентов на должность
– Недостаток ресурсов, включая времени и денег, это создает конфликт приоритетов
– Ожидание чего-то. Если мы получим не тот результат, который ожидали, возникает конфликт
– «Нарушения правил игры». Тот, кто не нарушил, обижается на нарушителя
– Барьеры. Если на пути стоит любой барьер, запреты и т.п.
Хорошо знать, когда надо вступать в конфликт и как надо управлять конфликтами. Слишком частое избежание конфликтов может лишить нас власти, вы разрешаете людям думать, что чтобы они ни делали или ни говорили, вы всегда позволите им продолжать в том же духе. Однако, если мы совсем не готовы избегать конфликтов, мы можем оказаться втянутыми в ситуации, из которых мы не можем извлечь никакой выгоды и просто будем тратить на них время и усилия, а еще ухудшим отношения.
В «вежливом обществе», существует табу на три темы разговора:
– Пол
– Политика
– Религия
Это происходит не потому что так вежливо, а потому, что обсуждение этих тем всегда провоцирует споры и конфликты.
Будьте дипломатом и знайте, что надо говорить и что можно делать. Если перед вами маячит конфликт, спросите себя, действительно ли его разрешение - не ваша забота. Не давайте втягивать себя в споры, лежащие вне вашей ответственности, но будьте уверены, что вы можете использовать нужный подход к тем, которые лежат в этой сфере.
Основные правила решения межличностных конфликтов:
1. По возможности, говорите о конкретных фактах и чувствах.
2. Делайте упор на проблемы, связанные с работой, не переходите на личности.
3. Перед тем, как предлагать решение, дайте людям как можно больше информации.
4. Уважайте мнение других и слушайте их внимательно, будьте готовы учиться и менять свое мнение.
5. Согласуйте проблемы и резюмируйте все высказанные мнения и четко сформулируйте проблему, которую надо решить.
6. Найдите и обсудите возможные решения. Совместные усилия приведут к лучшим решениям, чем те, которые вы нашли бы поодиночке.
7. Договоритесь, чтобы каждый участник конфликта понимал свою роль в его решении и взял на себя ответственность.
8. Назначьте дату решения конфликта и следуйте по плану.