1. Неудачная команда
Если у вас неудачная команда и хорошая идея, скорее всего, у вас ничего не получится. А если наоборот — у вас есть шансы. Также, в команде должен быть ярко выраженный лидер. Создание команды — это непростое, стрессовое задание.
2. Слишком узкий фокус проекта
Проблема, фундаментальная на старте бизнеса — это отсутствие масштабируемой бизнес-модели. Стартапы не пытаются создать компанию, они создают некую функцию или гаджет. Они решают какую-то относительно мелкую, незначительную проблему. Где-то 400 из тех бизнес-планов, которые мы в Runa Capital просматриваем каждый месяц, характерны именно этим.
3. Вера в выживание без инвестиций
Многие мелкие и средние бизнесы уверены в том, что смогут просуществовать на рынке, не привлекая средств. Но вы посмотрите на успешные техно-компании, нет практически ни одного примера, где основателю принадлежит значительная часть ее акций, после того как компания выросла. Цукербергу принадлежит около 20% Facebook, Биллу Гейтсу — где-то столько же Microsoft, Ларри Эллисону — около 25% Oracle, Ларри Пейдж и Сергею Брину — небольшая часть Google", — говорит Сергей. Нельзя выиграть в техно-бизнесе, если не растить бизнес и не отвоевывать основную долю рынка, а в мировом масштабе делать это на свои деньги практически невозможно.
4. Проблемы с презентацией проекта
Очень важно — уметь произвести впечатление. Даже если компания и не будет привлекать средства, нужно будет общаться с партнерами, наконец, нанимать людей на работу.
5. Отсутствие долгосрочного планирования
Большинство стартапов не хотят разрабатывать среднесрочные и долгосрочные бизнес-планы, не хотят планировать на 3-5-10 лет вперед. При чем, сам бизнес-план может быть так важен, как процесс планирования, в котором вы будете участвовать с партнерами, инвесторами, командой. Часто молодые компании терпят неудачу, потому что сталкиваются с проблемой, которую можно было предвидеть и решить только в прошлом.
6. Недооценка конкуренции
Нужно думать о конкурентах, позиционировать себя и решить, почему у вас есть шанс выиграть. Конкуренция — это не только причина падения многих бизнесов, но также причина того, что многие команды не могут привлечь средства, поскольку не могут внятно объяснить, что они предлагают особенного. Например, в в презентациях на конкурсе IDCEE было немного таких, в которых бы речь шла о конкурентах.
7. Слишком широкий фокус
Суть в том, чтобы сначала найти очень специфическую, узкую нишу, но позволяющую масштабировать бизнес на следующем этапе, и уже потом завоевывать другие ниши. Даже лучшие бизнесы в мире, как Apple, Facebook, Google не начинали с того, что пытались заниматься всем для всех. Например, Facebook начинал с того, чтобы предложить социальную сеть для лучших университетов США — не для школ, не для вузов, не для всех.
8. Неумение работать с инвесторами
Инвестор — как сложный и умный механизм, подобный кокпиту на современных самолетах, нужно только знать, как его использовать. Нужно учиться общаться с инвесторами, нужно внимательно читать инвестиционные документы, чтобы знать, что нужно утверждать у инвестора, а что — нет.
9. Внутренние раздоры в команде
В жизни самое важное не власть или деньги, а время, и для стартапа — это ресурс исключительной важности. И если вы тратите время на внутренние разборки, вы уже проигрываете.
10. Нежелание обращаться за помощью
Многие компании верят, что они абсолютно все знают о том, как построить бизнес и не нуждаются в помощи. В каждой техно-компании есть ключевые процессы: разработка продукта, продажи, маркетинг, бизнес-девеломпент, поддержка, сервисы, и в реальности — все эти процессы важны. И если команда не знает, как качественно вести хотя бы один из них, у нее начнутся проблемы.
11. Неготовность долго и упорно работать
Еще одна проблема, отлично описанная в фильме "Нефть". У многих стартапов на стадии постинвестирования складывается впечатление, что построить технологический бизнес очень просто, все произойдет как по-волшебству, само собой. Но на практике нужно потратить много времени, усилий, быть готовым к частым неудачам, здесь нет легких путей.
12. Перерасход денег
Финальная причина смерти стартапов — они перестают обращать внимание на оборот наличности. Очень большой процент фаундеров, кажущихся разумными людьми, после получения денег увеличивают затраты в 2-5 раз. И бизнес умирает, как только у них заканчиваются деньги.