Сарафанное радио – мечта многих начинающих предпринимателей. Мечта о бесплатном клиенте, о том чтобы заказчик, посетитель, клиент приводил за собой семью и всех знакомых, а те — своих знакомых.
Обычный совет из популярных руководств по практическому маркетингу: делайте все хорошо, выполняйте все пожелания клиентов, будьте пай-мальчиком от бизнеса и клиенты потянутся к вам сами. Советы от консультанта по имени Капитан Очевидность потому и стоят недорого, что хоть и верны, но денег не приносят.
В книге «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить», Энди Серновиц разделяет процесс распространения слуха на пять элементов, объединенных аббревиатурой ОТИУИ:
О - Ораторы. Выделите людей, которые говорят о вашей о компании, продукции, бренде или, по крайней мере, могут о ней говорить.
Т - Темы – о чем говорят или будут говорить и спорить. Пример из книги: сэндвич толщиной в 17 см из одного из нью-йоркских ресторанов, который, конечно, вкусный, но говорить о нем заставляет не вкус, а толщина.
И - Инструменты – как можно помочь ораторам распространять ту информацию, которая выгодна компании. В ход идет все: от набора кнопок like на корпоративном сайте до образцов и купонов: «пусть никто не уходит от вас с пустыми руками».
У - Участие – как, не вызвав отторжения, «вклиниться» в разговоры о компании. «Реагируйте на электронные письма, принимайте комментарии в блоге, участвуйте в обсуждениях на форумах, отвечайте на звонки».
И - Отслеживание – откуда и как быстро и полно узнавать, что говорят о компании.
Алгоритм предлагает описывать любую коммуникационную ситуацию с этих пяти сторон, и с каждой стороной работать с каждым элементом по отдельности.
Эффективно? Если судить примерам из книги — да. Прочесть книгу целиком полезно. Хотя бы для того, чтобы в очередной раз рассеять иллюзии о существовании «волшебной кнопки бабло».