Введение
Аптечный бизнес является одним из самых прибыльных. Спрос на медикаменты всегда был, есть и будет. Средний чек аптеки соответствует среднему чеку продовольственного магазина. При правильной организации бизнеса аптека приносит стабильный доход. Перед тем как открыть аптеку нужно определить масштабы своего аптечного бизнеса, одну или сеть аптек вы собираетесь открыть и составить бизнес план аптеки. Некоторые аптечные сети предлагают сотрудничество по франчайзингу.
Что нужно чтобы открыть аптеку?
Для открытия аптеки нужно получить фармацевтическую лицензию в Росздравнадзоре.
Выбирая организационно-правовую форму для аптеки нужно учитывать следующие особенности:
Индивидуальный предприниматель может открыть аптеку, если он имеет диплом провизора или фармацевта.
Если выбирать организационно-правовую форму ООО, ОАО или ЗАО, то аптеку можно открыть без специального образования. Но в этом случае нужно принять на работу управляющего с дипломом провизора.
Виды аптек
Аптеки бывают следующих видов:
Производственная аптека, в которой изготавливаются лекарства.
Производственная аптека, с разрешением на изготовление асептических лекарственных препаратов.
Аптека готовых лекарственных форм.
Перед тем как организовать аптечный бизнес определите какой формат аптеки вы собираетесь открыть классическую аптеку, аптечный пункт, аптечный киоск или сеть аптек.
Существуют две бизнес-модели аптек:
Аптека, так называемой премиальной модели отличается максимально широким ассортиментом, с наличием дорогих товаров. В таких аптеках квалифицированные консультанты и высокий уровень сервиса.
Аптеки-дискаунтеры, отличаются узким ассортиментом, минимальным набором услуг и низкими ценами.
Особенности выбора месторасположения аптеки
Месторасположение и бизнес-модель аптеки
Месторасположение аптеки во многом будет зависеть от выбранной бизнес-модели аптеки.
Для аптеки, так называемой премиальной модели, помещение лучше подбирать в центральной части города.
Аптеки-дискаунтеры лучше размещать в спальных районах, рядом с метро, в местах с большим потоком людей.
Аптеки можно разделить на группы по месторасположению:
Аптеки в торговых центрах
Аптеки в спальных районах
Стрит-аптеки или аптеки на улицах с высоким трафиком
Аптеки в торговых центрах
Аптеки в торговых центрах характеризуются быстрым выходом в точку безубыточности и высокой рентабельностью. Как правило, в таких аптеках большая часть спонтанных покупок, пользуются успехом парафармацевтика и лечебная косметика. Большое значение имеет популярность торгового центра и наличие торгового гипермаркета, который будет хорошим "якорем". Важный момент - локация аптеки в торговом центре. Месторасположение аптеки должно быть привязано к продуктовому магазину и располагаться у входа в гипермаркет.
Стрит-аптеки или аптеки на улицах с высоким трафиком
Аптеки на улицах с высоким трафиком обычно располагаются на центральных улицах города или района. Как правило такие аптеки требуют большие ресурсы для маркетинговых мероприятий и долго "раскручиваются". Здесь также присутствует большая часть спонтанных покупок. Важно расположить аптеку рядом с точками притяжения. Точкой притяжения могут быть продуктовые магазины, остановочные комплексы, отделения сбербанка. Остановочный комплекс может являться точкой притяжения, если он расположен в спальном районе по приезду из центра или станции пересадок. Чем крупнее остановка, тем лучше место. Товарооборот прогнозируется исходя из проходимости места около входа в будущую аптеку. Целевая аудитория аптек, женщины 30 -50 лет. Правильно считать трафик нужно так: женщин - считаем одна за одну, мужчин — два за одного, пары и группы - считаем за одного всю группу, школьников, студентов и асоциальных элементов не считаем вообще. Нужно еще учитывать коэффициенты заходимости и покупаемости.