8 уроков из прошлого в будущее
1. Никогда и не при каких обстоятельствах не врите самому себе!
Вы можете врать всем вокруг, но не себе. Многие, очень многие стартаперы живут в иллюзиях, что их проект действительно кому-то нужен, а, в первую очередь, им самим.
Будьте честны с собой, прислушайтесь к себе, не слушайте лесть друзей, коллег, знакомых и ответьте на вопрос:
“Пользуюсь ли я своим собственным продуктом?”
Не пользовался бы, а пользуюсь ли?!
Если вы делаете b2c продукт, то являетесь ли вы активным его пользователем и евангелистом?
Если вы делаете b2b сервис, то использует ли ваша компания ваше же решение для бизнеса и насколько оно для вас эффективно?
Если ответ “нет”, то это очень серьезный повод задуматься уже прямо сейчас над вопросом: “Не х##ню ли я делаю?”
Делайте продукт для себя, решайте свои проблемы, которые вам близки, будьте самым верным пользователем своего собственного продукта.
2. Занимайтесь тем, что для вас важно, тем, в чем вы видите свою миссию
“У каждого человека свои звезды” ©
Бизнес ради бизнеса, бизнес ради денег, бизнес ради славы — это плохо.
Идея крутая, продукт хороший, море клиентов, нет миссии = депрессия.
К примеру, вы делаете b2b рекламный проект для брендов, но при этом в глубине души считаете рекламу истинным злом.
Задумайтесь о миссии еще на берегу. Не даром так часто в США инвесторы спрашивают тебя: “А что этот проект значит лично для тебя? Зачем ты все это делаешь?” И они определенно не ждут от вас ответа, что вы хотите заработать все деньги мира.
Хотя бы для самого себя у вас должен быть простой и понятный ответ на вопрос:
“Зачем я это делаю? Этим бы я занимался, если бы точно знал, что мне осталось жить всего пару месяцев?” Это, конечно, крайность, но тогда задумайтесь, чем отличается ваше “предпринимательство” от наемного труда, если у вас нет никакой миссии и вы делаете то, что вас не цепляет не то, что за мертвое, но и за живое.
Сейчас я помогаю в развитии крутейшему образовательному сервису Eggheado и делая это, я понимаю зачем и с какой целью. Просто миссия проекта полностью совпала с моей.
3. Берите в команду неопытных, но единомышленников
“Вы красивые — но пустые. Ради вас не хочется умереть.” ©
Берите в команду молодых, неопытных, но с горящими глазами.
Самый главный критерий — насколько претендент с вами на одной волне, насколько он схож с вами во взглядах на мир даже самых житейских. От этого зависит его мотивация, настроение и комфорт в будущем.
В стартапах не место сотрудникам, которые в поисках стабильности, определенности и спокойствия, таких людей нужно фильтровать и желательно еще на этапе собеседования.
4. Запускайтесь быстро
— А на той планете есть охотники?
— Нет.
— Как интересно! А куры есть?
— Нет.
— Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис. ©
Продукты, которые не запускаются через полгода после начала разработки, с каждым днем имеют все меньше и меньше шансов быть в принципе законченными.
Я не сторонник идеи запускать некачественный продукт лишь бы побыстрей. Я — перфекционист и люблю, чтобы все было идеально. Но при этом еще нужно понимать, что все на свете сделать не получиться так же, как не выйдет создать идеальный продукт с первой попытки — нужно уметь выделять самое главное и от чего-то отказываться.
Для морального духа, для мотивации, для равновесия крайне важна динамика происходящего, важно видеть результаты проделанной работы.
Поэтому, делайте MVP или MDP, запускайте его максимально быстро и проверяйте свои гипотезы реальным, хоть и не идеальным, продуктом.
5. Идите в поле — не живите в скафандре
“Все дороги ведут к людям” ©
Не сидите в своей ореховой скорлупе, создавая продукты для мифических людей.
Перед тем, как начать что-либо делать, пообщайтесь с ЦА вашего будущего продукта. Расспросите их о том, существует ли в действительности та проблема, которую вы хотите решить, насколько часто они с ней сталкиваются, насколько она болючая и как они видят ее идеальное решение.
Вы удивитесь, как много нового вы узнаете и возможно увидите совсем другую сторону вопроса. Но главное правило — не слова о проекте! Задавайте людям вопросы, ответы на которые будут подтверждать или же опровергать ваши гипотезы.
6. Формируйте привычки
“Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету” ©
Не решайте проблемы, которые возникают у людей очень редко.
Не забывайте, что это значит, что они с такой же частотой будут пользоваться вашим продуктом. И скорей всего о нем забудут, когда проблема снова их настигнет.
Создавайте продукты, которые формируют привычки, желательно, полезные.
7. Не бойтесь меняться кардинально
“Человек умирает тогда, когда перестает меняться, а смерть — это только формальность” ©
Очень часто в жизни стартапера наступает момент, когда он понимает и начинает чувствовать, что что-то идет не так.
В этот момент, очень важно не побоятся все изменить, какими бы кардинальными не были эти перемены.
Если не верите мне, поверьте Генри Форду.
8. Быстро и беспощадно принимайте решение о завершении проекта
“Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…” ©
Иногда предприниматель может проявлять упорство и это похвально, но чаще всего это, к сожалению, упрямство.
Стартапер уже глубоко в душе понимает, что у его проекта нет будущего, но по ряду причин не принимает важное решение:
страх не оправдать ожидания других: близкие в тебя верят и возлагают надежды, коллеги уважают и приводят в пример, друзья восхищаются и гордятся жаль потраченного времени и вложенных усилий — “проделано масса работы, но не бросить же все”
неумение признавать ошибки
иллюзия, что все само собой наладиться.
Важно уметь признавать свои ошибки, быстро выносить правильные уроки и идти вперед, оставляя прошлое в прошлом.