Одна из наибольших проблем, вне зависимости от страны — это доверие. Даже в Великобритании, где я работаю со стартапами около 15 лет, я периодически сталкиваюсь с людьми, которые смотрят на вас с крайним подозрением, стоит вам попросить их рассказать о своей идее. Такие люди требуют от вас подписания NDA, прежде чем вы услышите от них хотя бы слово.
Джон Бредфорд, управляющий директор Techstars London
Когда вам в голову приходит отличная идея для стартапа, есть несколько практических подходов к тому, как раскрыть максимальное количество практической информации, при этом сохраняя наиболее важные детали для себя и некоторой ограниченной группы людей.
Кажется, что крупные компании рассказывают о своей деятельности все и стараются быть максимально прозрачными в своих поступках. Тем не менее им удаётся не выносить весь сор из избы. В такой среде компании необходимо делиться всеми видами внутренней информации с большими группами людей, включая сотрудников, субподрядчиков, членов совета директоров, ключевых партнёров и так далее.
Вспомните Стива Джобса и Apple. Или их конфликт с Эриком Шмидтом и Google. Мы наблюдаем такие вещи на расстоянии, и у каждого из нас формируется своя точка зрения на происходящее. Но имеет ли она какое-то значение? Может, Apple будет работать более эффективно, пребывая под давлением критики? Или лучше использовать более открытый подход, как это делает Google с Android? Нам кажется, что оба подхода имеют право на жизнь. Все зависит от того, насколько эффективно работаете вы и ваша компания. Идеи абсолютно ни при чём.
Чтобы правильно рассказать о своей бизнес-идее, нужно очертить то, как ваша идея материализуется, что сделает для рынка и как будет развиваться дальше. Сфокусируйтесь на проблемах и недостатках, с которыми сталкивается рынок, и на подходе, который вы будете использовать, чтобы решить эти проблемы.
Что касается того, как вы это будете делать, то это уже достаточно деликатная информация. Этой частью знаний стоит делиться только с людьми, которым вы доверяете. Если вам кажется, что они заинтересованы лишь в аспекте «как», и пропустили мимо ушей остальную информацию или не потрудились узнать вас и вашу команду, тогда не стоит чувствовать себя обязанным посвящать таких людей во все детали вашего «как».
Это касается и всех людей, которых вы хотите нанять на работу, включая сооснователей, партнёров, обычных сотрудников. Однако если вам кажется, что они заинтересованы в работе с вами, то особого выбора у вас нет. Если вы, конечно, хотите, чтобы ваша идея превратилась в реальный продукт. Вам придётся пойти на этот риск и поделится всей информацией, либо принять другой риск – потери времени и возможности материализовать идею. Это одно из двух решений, которые необходимо принять. Именно так и работает бизнес.